Дисциплина "Обществознание".
"Каждый день, совершая какие-либо действия, Вы, наверняка, никогда не задумываетесь, что они взаимосвязаны с дисциплиной обществознание" - так обычно я говорю своим ученикам. "В смысле? Что Вы имеете ввиду?" - спрашивают они, услышав это высказывание.
Пример из моей практики:
У десятиклассника на уроке спрашиваю: "Какие ты знаешь сферы жизни?"
Ученик задумался и сказал: "Не знаю, не могу назвать".
Я: "Ты ходишь в магазин, совершаешь покупки. Это какая сфера?"
Ученик отвечает: "Экономическая".
Я: "Ты общаешься со своими одноклассниками, т.е. происходит процесс общения. Это какая сфера?"
Ученик: "Социальная".
И так далее. Из диалога видно, что просто надо было подумать и сопоставить примеры из жизни с понятиями дисциплины, чтобы назвать сферы жизни. Причиной подобной проблемы является отсутствие логического мышления. А это, в свою очередь, препятствует достижению высоких результатов. Но систематические занятия помогут это исправить, потому что в ходе них учащийся будет постоянно связывать понятия из дисциплины с жизненными примерами.
Многие темы из дисциплины тесно переплетаются и с историей. Вот несколько примеров:
- формационный подход
К.Маркса включает 5 формаций: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический. Из самих слов видно, что это исторические понятия.
- изучая типы мировоззрения:
религиозное, мифологическое и т.д., мы вновь сталкиваемся с терминами из
истории: миф, религия.
- тема «формирование
национального самосознания» неразрывно связана с видами этноса: род, племя,
народ, нация, которые также являются историческими понятиями.
- невозможно рассказать
про тоталитарный политический режим, не вспомнив о существовании СССР, т.к. это
самый яркий пример в истории, который тесно связан с нашим прошлым.
Приводимые из истории примеры
помогают лучше понять как формировалось наше мировоззрение, как изменялась
социальная структура общества и как это отразилось на современном мире,
разобраться с такими понятиями как сословие, классы, касты и т.д. Следовательно, изучение
дисциплины превращается непросто в зазубривание понятий и классификаций, а
восприятие ее через примеры из жизни человечества в прошлом и в настоящем.
Самое главное - они расширяют
кругозор, что помогает понять смысл высказываний, предлагаемых для написания
эссе, а также использовать их в качестве примеров в заданиях части Б.
Многие абитуриенты говорят: "Ай, что-нибудь напишу, зачем к экзамену готовиться". Как любая дисциплина - обществознание содержит ряд понятий, терминов, классификаций, которые необходимо знать. Поэтому излишняя самонадеянность на легкость предмета приводит к печальным результатам. Подтверждением этому служит официальный релиз Рособрнадзора об итогах сдачи ЕГЭ, согласно которому в 2018 году по России 16,43 % не прошли порог в 42 балла, т.е. не сдали экзамен, обойдя по показателю лишь биологию. Уважаемые абитуриенты - задумайтесь!
Теперь о самой дисциплине. Обществознание, в отличии от истории, состоит из нескольких наук - наиболее детально рассматриваются четыре, остальные объединены в отдельный раздел. Поэтому эффективный курс подготовки к ОГЭ и ЕГЭ должен быть составлен таким образом, чтобы время от времени будоражить свой мозг по пройденному разделу.
Дисциплина содержит лишь базовые знания в области социологии, политологии, права, экономики и др. наук, однако они дают возможность сформировать представление о том, как функционирует современный мир.
Данный предмет, как никакой другой, является практически полезным:
1. Изучать предмет можно на собственных примерах из жизни (собственно с чего и начиналась эта статья).
2. Полученные знания всегда можно использовать на практике:
- в современном мире многие оказываются в сфере бизнеса, поэтому базовые знания о спросе и предложении, о факторах влияющих на ценообразование и т.п. учащиеся получают из раздела "Экономика";
- послевузовский труд, а у некоторых он начинается и в школьные годы, называют трудовым и тут всегда появляется масса вопросов: сколько часов составляет рабочая неделя, где должны быть прописаны условия труда, какими они должны быть и т.д. Ответы на них содержатся в разделе "Право";
- послевузовский труд, а у некоторых он начинается и в школьные годы, называют трудовым и тут всегда появляется масса вопросов: сколько часов составляет рабочая неделя, где должны быть прописаны условия труда, какими они должны быть и т.д. Ответы на них содержатся в разделе "Право";
- настоящее время ассоциируется с понятием "демократия". В разделе "Политика" раскрывается суть данного политического режима и его значение для человечества.
3. В конце концов, обществознание неотделимо от истории, т. к. знания, полученные в ходе этого курса, позволяют понять развитие и становление государств в отечественной и всемирной истории, принципы функционирования мировой экономики, значимость культурного наследия для современного мира, развитие правовой системы, способствующей становлению равноправия и уничтожению любых форм дискриминации.
Если же Вы не станете юристом, экономистом или политологом, то приобретенные знания, полученные в ходе этого курса, помогут ориентироваться в законодательных актах, экономических и политических процессах и во многом другом на протяжении всей жизни.