Наука "История"!.
История
- сокровищница наших деяний,
свидетельница прошлого,
пример и поучение для настоящего,
предостережение для будущего.
М.
Сервантес
Для многих
школьников история остается сложной для понимания. Она ассоциируется
лишь с датами, понятиями, которые тяжело запоминаются и, как следствие,
происходит отторжение от неё. Но, пожалуй, история - единственный предмет
в школе, который дает возможность нам наиболее полно сформировать свое
мировоззрение на основе приобретенных знаний. Именно из неё мы узнаем как жили люди, что для
них было главным в жизни, о чем они думали и как воспринимали мир. В настоящее время изучение истории становится
особенно актуально, так как люди начали терять человеческие ценности,
являющиеся главным катализатором действий и поступков
человека. Поэтому историю надо воспринимать через нормы
ценностей, характерных для определенного периода, в котором жила та или иная
личность. А представить наиболее целостную картину мира - что, где, когда и
почему - помогает историческая литература, документальные фильмы и другие источники.
Следовательно, мысль, высказанная М.Сервантесом, становится
непустым звуком:
"История
- сокровищница наших деяний" - прочитав записки С. Герберштейна -
можем проследить как жили люди в России (тогда Московия) в XVI в.; из
мемуаров Екатерины II, Александра I и др. известных людей -
узнать об их мыслях и решениях;
"История - свидетельница
прошлого " - прогулявшись по Санкт-Петербургу - живому свидетелю
более трех столетий русской истории, заглянув в картинные галереи - увидеть сколько всего прекрасного находит человек в мире наравне с бесконечными
войнами.
"История - пример
и поучение для настоящего" - просмотрев документальные хроники Второй
мировой войны - узнать о самопожертвовании одного человека ради
жизни других и, наоборот, понять насколько люди бывают безжалостны и жестоки
друг к другу.
"История
- предостережение для будущего" - сброшенные атомные бомбы на Херосиму
и Нагасаки показали к чему может привести наращивание смертоносного оружия.
И
так: когда наука зародилась?, кто был ее основателем?, что означает слово
история? и что же она изучает?.
Когда
история появилась?
- около 2500 лет - это одна из самых древнейших
наук.
Кто был ее основателем?
- отцом истории считается древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н.э.
Что означает слово история?
- в
Древней Греции слово «история» означало установление подлинности событий и
фактов,
- во времена
Древнего Рима история воспринималась как повествование о событиях,
происходивших в прошлом,
- во времена
нашей эры «историей» стали называть любой рассказ о каком-либо случае,
событии, происшествии, даже вымышленном,
- сегодня любой
факт, неподтвержденный наукой, в истории называется мифом или легендой. Обычно
они считаются частью культурного наследия какого-либо народа и дают возможность
увидеть как люди той или иной эпохи воспринимали окружающий их мир. Например,
легенды о древнеславянских богах или мифы древнего мира, которые считаются
шедеврами литературного искусства.
История изучает:
ЧТО?
ГДЕ?
КОГДА?
ПОЧЕМУ?
Вот это и есть главная цель изучения истории. Если люди будут знать и понимать почему случилось то или иное событие - они смогут менять мир к лучшему, учиться на ошибках прошлого и не совершать их в настоящем.
Кто-то из великих сказал: "Кто не знает своего прошлого, тот
не имеет будущего" . Сегодня сотни народов в мире (н.: тавры, финикийцы, сарматы, скифы) остались в истории лишь в
книгах, а некоторые превратились в легенду, передаваемую из уст в уста, рухнули целые империи и государства (н.: Ассирия, Великая Римская империя, Вавилонское царство, Боспорское царство), исчезли цивилизации (н.: Месопотамия) и города-государства (Карфаген). А чего
хотим мы?...